Волшебный мир прошлого... |
Боги Священные животные, знаки, символы |
Как уже говорилось выше, основные космогонические сказания образовались в наиболее крупных религиозных центрах, таких как Гелиополь, Гермополь, Мемфис и Абидос.
Здесь мы более детально рассмотрим особенности каждой из них.
Гелиопольская эннеада
В силу особого положения Гелиополя, как древнего важного политического центра, постепенно из ряда различных патриархальных космогонических сказаний наиболее широкое распространение получает именно гелиопольский вариант, становящийся впоследствии как бы официальной космогонией. Не случайно, что именно этот вариант известен и античным писателям. Он является господствующим (но, разумеется, не единственным) уже в «Текстах Пирамид», и он же, в конечном итоге, формирует официальную генеалогию Осириса, втягивая таким образом, в свою орбиту один из важнейших культов Египта. В силу изложенного неудивительно, что гелиопольское сказание дошло до нас не только в отдельных отрывках, но и в виде полных описаний всего процесса мироздания.
Легенда гласит следующее:
Окруженное горами, протянувшимися вдоль берегов великого Нила, лежит солнечное царство Та-Кемет – «черная земля». Сейчас она населена людьми, живущими в богатых и красивых городах, а в давние времена здесь властвовал лишь хаос – бескрайний океан, не имеющий ни дна, ни берегов. Назывался он Нун. Его темные холодные волны были неподвижны. Вокруг царили тишина, покой и мрак. Так проходили тысячелетия, и вот однажды из глубины Нуна появился Атум. Его окружала вода, клокотавшая и бурлившая. Она пыталась затянуть бога в свои водовороты, и тому пришлось срочно создавать сушу, чтобы спастись от неминуемой гибели.
Отныне знаменитая Гелиопольская «Великая Девятка богов», т. е. Атум-Ра, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида, становится во главе египетского пантеона, и творимые в других центрах по ее образу и подобию различные иные «Девятки» будут различаться от нее главным образом только заменой некоторых богов божествами местными с обычным возведением в роль творца мира главного местного бога, часто к тому же сливаемого с гелиопольским Ра.
Гелиопольское сказаниедошло до нас не только в отдельных отрывках, но и в виде полных описаний всего процесса мироздания. Текст этой легенды записан на папирусе Бремнер-Ринд. Однако сам миф появился гораздо раньше, в среде жрецов египетского города Иуну (библейский Он), который греки называли Гелиополем - Солнцеградом, где поклоняются солнцу. Элементы мифа включены также в древние «Тексты пирамид». Папирус с прекрасно написанным текстом замечательной легенды о Сотворении хранится в Британском Музее под номером 10188. Данный папирус попал в руки А. Г. Ринду в 1861 или 1862 году, во время проведения им раскопок некоторых захоронений на западном берегу Нила у г.Фивы. Он не нашел его в гробнице, а получил от британского консула в Луксоре, Мустафы Агха, при обмене подарками в связи с отъездом мистера Ринда из страны. Мустафа Агха обнаружил этот папирус в знаменитом тайнике царских мумий в Дейр-эль-Бахри, местонахождение которого было хорошо известно ему за много лет до того, как о нем узнала египетская Служба древностей. Когда мистер Ринд прибыл в Англию, результаты его раскопок были изучены доктором Берчем, который признав огромную ценность папируса, договорился о его публикации параллельно с «Факсимильным изданием Двух Папирусов», но смерть мистера Ринда в 1865 году помешала осуществлению этого проекта. Коллекция мистера Ринда перешла в руки мистера Дэвида Бремнера, и папирус вместе с множеством других древностей был куплен попечителями Британского Музея. Папирус имеет приблизительно 16 футов 8 дюймов в длину и 9,25 дюйма в ширину и содержит 21 колонку иератического текста, написанного короткими строками, поэтического по своему характеру, а также 13 колонок или страниц текста, написанного длинными строками; общее количество строк от 930 до 940. Текст написан насыщенными черными чернилами, мелким, но очень аккуратным почерком и может быть отнесен ко времени между XXVI династией и эпохой Птолемеев. Названия, заглавные слова, инициалы, имена Апопа и его демонов, а также некоторые другие слова написаны красными чернилами. Имеются две концовки; в одной мы имеем дату, а именно: «Первый день четвертого месяца двенадцатого года фараона Александра, сына Александра», т. е. 311 года до н. э., а в другой - имя жреца, который либо написал папирус, либо присвоил его, а именно: Нес-Мену или Нес-Амсу . Легенда о Сотворении представлена в третьем из произведений, содержащихся в папирусе, которое называется «Книга о свержении Апопа, врага Ра, врага Ун-Нефера» (т.е. Осириса). В этой работе содержится ряд заклинаний, произносившихся во время проведения определенных, предписанных церемоний, имеющих своей целью предотвращение бурь, рассеивание грозовых туч и устранение всевозможных препятствий, одушевленных или неодушевленных, которые могли бы помешать утреннему восходу солнца или затмить его свет днем. Главой сил тьмы являлся демон по имени Апоп , который появлялся на небе в образе ужасного змея и, выстраивая всех демонов Дуата, пытался удержать бога солнца в заточении в царстве тьмы. Как раз посреди заклинаний, направленных против Апопа, мы находим легенду о Сотворении, которая более не встречается ни в одном другом из известных египетских источников (кол. XXVI, 21, до кол. XXVII, 1, 6). Довольно любопытно, что более обширный вариант легенды представлен несколько ниже (кол. XXVIII, 1, 20, до кол. XXIX, 1, 6). Имел ли писец перед собой для работы два варианта легенды и просто включил в текст оба, или же он переписал краткий вариант и делал к нему дополнения по ходу своей работы - выяснить невозможно. Легенда называется:
Книга познания развитий Ра ( и о ) низвержении Апопа Эта любопытная «Книга» описывает происхождение не только небес, земли и всего того, что на них, но также и самого бога. Имя Апопа в ней даже не упоминается, и объяснить ее появление в Ритуале Апопа невозможно, если не принять, что вся «Книга» считалась в высшей степени действенным заклинанием, простое произнесение которого было чревато смертельными последствиями для Апопа и его сторонников. Предполагается, что рассказ о Сотворении излагается богом Неб-ер-чером . Это имя означает «Владыка до самого крайнего предела», а характер этого бога предполагает, что слово «предел» относится ко времени и пространству и что в действительности этот бог являлся Вечным Богом Вселенной. Это имя встречается в коптских текстах, а затем он появляется как бог, обладающий всеми чертами, соотносимыми современными народами со Всемогущим Господом. Где и каким образом существовал Неб-ер-чер, не сказано, но похоже, что его считали невидимой и всемогущей силой, заполняющей все пространство. Похоже также, что у него возникло желание создать мир, и для этого он принял образ бога Хепри , которому во все времена среди известных египтянам богов по преимуществу отводилась роль Творца. Когда произошло превращение Неб-ер-чера в Хепри, небо и земля еще не были созданы, но, по-видимому, существовала огромная масса вод, или мировой океан под названием Нун , в котором должно быть, и произошло это превращение. В этом небесном океане находились зародыши всех сущих вещей, которые впоследствии обрели свою форму на небе и на земле, но покуда пребывавшие в состоянии инертности и беспомощности. Из этого океана поднялся сам Хепри и таким образом перешел из состояния пассивного и инертного в активное состояние. Когда Хепри поднялся из океана Нун, то оказался в огромном пустом пространстве, в котором не было ничего, на чем он мог бы стоять. Второй вариант легенды гласит, что Хепри породил себя, произнеся свое собственное имя, а в первом варианте говорится, что с помощью слов он обеспечил себе точку опоры. Другими словами, когда Хепри все еще был частью существа Неб-ер-чера, он произнес слово «Хепри» - и родился Хепри. Аналогично, когда ему понадобилось место, на котором можно было бы стоять, он произнес название вещи или места, на котором хотел стоять, и эта вещь или место появилось. Это заклинание он, по-видимому, обращал к своему сердцу, или, точнее будет сказать, изъявлял волю, так что когда Хепри изъявил волю, чтобы появилось это место, на котором можно было стоять, - оно возникло. В первом варианте упоминается только сердце, а во втором говорится также и о сердце-душе, которое помогало Хепри в первых актах творения; и мы можем предположить, что в своем сердце он продумывал, какого рода вещь желает сотворить, а затем произнесением ее названия воплощал свою мысль в конкретную форму. Такой процесс обдумывания существования вещей в египетском языке выражается словами, означающими «заложение начала в сердце». В приведении в порядок мыслей и их видимых форм Хепри помогала богиня Маат, которая обычно считалась богиней закона, порядка и истины, а позднее стала считаться женой Тота, «сердцем бога Ра». Однако в данной легенде она, по-видимому, играет роль Мудрости, описанной в Книге притчей Соломоновых1, так как именно по Маат он «закладывал начало».
1 «Господь имел меня началом пути Своего, прежде сотворений Своих, искони: от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны... Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав... когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею...» Притчи, VIII: 22 и далее. После описания появления на свет Хепри и места, на котором он стоял, легенда повествует о том, как возникла первая египетская триада, или троица. Хепри каким-то образом слился со своей собственной тенью и так дал начало потомству, которое зародилось от его тела в образе богов Шу и Тефнут. Согласно преданию, сохранившемуся в Текстах Пирамид (Pepi I., I., 466), это событие произошло в городе Он (Гелиополь), и древний вариант легенды приписывает произведение на свет Шу и Тефнут акту мастурбации. Первоначально эти боги были олицетворениями воздуха, сухости и влаги соответственно; таким образом, с их сотворением появились материалы для создания атмосферы и неба. Шу и Тефнут соединились, и их потомством явились Геб, бог земли, и Нут, богиня неба. Теперь мы имеем пять богов: Хепри - порождающее начало; Шу - атмосфера; Тефнут - воды над небесами; Нут - богиня неба и Геб - бог земли. Предположительно, примерно в это же время солнце впервые поднялось из водной пучины Нун и, засияв над миром, породило день. В древности солнце или его свет считались формой Шу. Боги Геб и Нут пребывали слитыми в объятиях, и появлявшийся свет их разъединял. Пока светило солнце, т. е. пока длился день, Нут, богиня Неба, оставалась на своем месте над землей, поддерживаемая Шу; но как только солнце садилось, она покидала небо и постепенно опускалась, до тех пор пока не оказывалась покоящейся на теле бога Земли Геба. В результате объятий Геба Нут произвела на свет в одних родах пять богов, а именно: Осириса, Гора, Сета, Исиду и Нефтиду. Осирис и Исида обвенчались до своего рождения, и Исида родила сына по имени Гор, также Сет и Нефтида обвенчались до своего рождения, и Нефтида родила сына по имени Анпу (Анубис), однако в легенде он не упоминается. Из этих богов в легенде особо выделяется Осирис - тем, что Хепри, выступая как Неб-ер-чер, говорит, что его имя Усер и является он сущностью первоматерии, из которой создан сам Хепри. Таким образом, Осирис создам из той же субстанции, что и сам Великий бог, который, по представлениям египтян, сотворил мир и был перевоплощением своего прадеда. Эта часть легенды помогает объяснить представления об Осирисе как о великом родовом духе, который во время пребывания на земле являлся благодетелем человечества, а во время пребывания на небе - спасителем душ. Легенда говорит о солнце как об Оке Хепри, или Неб-ер-чера, и упоминает о каком-то бедствии, вследствие которого померк его свет. Это бедствие могло быть просто наступлением ночи, солнечным затмением или бурей; но, как бы там ни было, бог сотворил второе Око, т.е. Луну, которую частично наделил великолепием первого Ока, т.е. Солнца, и определил ей место на своем Лике, и впредь она правила по всей земле и влияла на плодоношение деревьев, садовых растений, урожайность овощей, трав и т. д. Таким образом, с самих ранних времен Луна ассоциировалась с плодородием земли, в особенности с обильными урожаями зерновых и богатыми жатвами. Согласно легенде, мужчины и женщины зародились не из земли, а прямо из тела бога Хепри, или Неб-ер-чера, который, сложив вместе свои члены, пролил на них слезы, и из слез, упавших из его глаз, зародились мужчины и женщины . Никакого особого упоминания о сотворении зверей в легенде нет, однако бог говорит, что создал разного рода вещи ползающие, которые, по-видимому, включают и крупных четвероногих. Мужчины, женщины и остальные живые существа, созданные в это время, каждое по-своему воспроизводили свой собственный вид, и таким образом земля наполнилась их потомством, существующим в настоящее время. Такова легенда о Сотворении в том виде, в котором мы находим ее в папирусе Нес-Мену. Текст обоих вариантов полон фрагментов, не поддающихся однозначному прочтению, и в некоторых местах поврежден; других же экземпляров, с помощью которых можно было бы внести исправления, к сожалению, нет. Общий смысл легенды в обоих вариантах вполне понятен, и она в значительной степени проливает свет на египетскую религию. Египтяне верили в существование Бога, Творца и Хранителя всего сущего, но они считали, что все, что касается этого мира, было передано Им в управление ряду второстепенных духов, или сущностей, называющихся "богами", которые, как они полагали, были в значительной степени подвержены влиянию магических заклинаний и ритуалов. Весьма любопытным является факт существования легенды, в которой так четко представлена сила Бога как Создателя мира, солнца и луны в книге магических заклинаний, направленных на уничтожение мифического чудовища, существовавшего только для того, чтобы не позволить солнцу взойти и засиять. Ниже приведены легенды о Сотворении с папируса Бремнер-Ринд в изложении Э.А. Уоллиса Баджа - первая и вторая, о которых говорилось выше, - и М.Э. Матье.
Далее: Гермопольская огдоада
|
Идея и воплощение - Киселева Елена | Мой E-mail: aneliks@yandex.ru |
Найти: | на: |