Волшебный мир прошлого... |
Боги Священные животные, знаки, символы |
Египетские мифы о сотворении мира
Среди дошедших до нас древнеегипетских мифов большое место занимают сказания о сотворении мира и людей. Эти сказания на первый взгляд могут поразить читателя своим противоречивым разнообразием.
Творцами богов, людей и вселенной в них выступают то животные, то птицы, то боги, то богини. По одному преданию солнце рождается от небесной коровы, по другому - оно выходит из лотоса, по третьему - из гусиного яйца. Различны и способы творения и творцы. Общим для всех сказаний является, пожалуй, только представление о первобытном хаосе, из которого постепенно возникали те или иные боги и по-разному творили мир. К сожалению, почти ни один из мифов о сотворении мира не сохранился до наших дней целиком. Довольно часто не удается восстановить даже сюжета той или иной легенды, и все сказания выглядят весьма несвязанно. Такие отрывочные сведения о некоторых вариантах египетских космогоний приходилось пополнять с помощью других источников, а в ряде случаев восстанавливать сказание по отдельным отрывочным данным, на основании как письменных, так и вещественных памятников. Тем не менее, несмотря на неполноту материала, при ближайшем рассмотрении всего многообразия дошедших до нас легенд, таких различных и, казалось бы, никак взаимно не связанных, все же оказывается возможным установить ряд черт, позволяющих произвести некоторую группировку сказаний.
По некоторым мифам происхождение мира связывалось с растением; так, согласно одной из легенд, солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», появилось из распустившегося цветка лотоса, который вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме, из «лотоса, возникшего в начале времен... священного лотоса над великим озером». Эта легенда получила широкое распространение. О лотосе, выросшем на холме у города Шмуну и давшем жизнь юному солнечному богу, говорят древнейшие мифы, а изображения этого лотоса с сидящим в его лепестках младенцем, встречающиеся вплоть до римского времени, показывают, что это предание стало одной из официальных версий позднейших египетских космогоний.
Рождение солнца из лотоса Во многих сказаниях в роли божества, рождающего солнце и творящего мир, выступает животное или птица. Так, сохранились следы предания, по которому считалось, что солнце было рождено в виде золотого теленка небом, которое представлялось огромной коровой с рассыпанными по всему ее телу звездами. Еще «Тексты Пирамид» говорят о «Ра, золотом теленке, рожденном небом», а позднейшие изображения показывают эту небесную корову с плывущими по ее телу светилами. Отклики этого сказания, бывшего, по-видимому, некогда одним из основных египетских мифов о происхождении мира, можно найти и в других текстах и на ряде изобразительных памятников, причем иногда миф о небесной корове сохраняется в переработанном виде, а иногда он даже сплетается с другими сказаниями. Так, небесная корова встречается в сценах рождения солнечного младенца из лотоса: на многих ритуальных сосудах видны две небесные коровы, стоящие по сторонам лотоса, на котором сидит новорожденное солнце. Упоминание о небесной корове сохранилось и в тексте, повествующем о том, как непосредственно после своего появления на свет солнечный младенец «сел на спину небесной коровы Мехет-Урт и поплыл по горизонту». По иным преданиям, возникновение мира было связано с другими животными; например, существовал миф, по которому небо представлялось свиньей, а звезды - рожденными ею поросятами. Различные животные или пресмыкающиеся вообще часто встречаются в космогонических сказаниях в разных ролях. Так, на изображении рождения Ра из лотоса позади небесной коровы можно увидеть обезьян, приветствующих солнечного младенца поднятием рук, а иные тексты рассказывают, что при рождении солнца из лотоса его приветствовали лягушки и змеи. Существовали и мифы, в которых солнце возникало в образе птицы или насекомого. Так, в городе Оне (Гелиополь) показывали местную святыню - камень «Бенбен» и говорили, что на этом камне некогда впервые явилось солнце в виде птицы, феникса «бену». Среди сохранившихся религиозных текстов встречаются упоминания то о яйце из земли и влаги, которое явилось на первом поднявшемся из первоначального хаоса холме, то о яйце »великого Гоготуна», снесенного на землю. На основании подобных текстов можно составить в общих чертах представление о сказании, согласно которому на холме, поднявшемся из хаоса, было свито гнездо, в котором из гусиного яйца, из «яйца великого Гоготуна», появилось солнце. К сожалению, отсутствие полной записи мифа о великом Гоготуне не дает возможности установить более точно сюжет этого интересного варианта египетских космогонических легенд. В других сказаниях создателями мира являются не животные и птицы, а боги и богини. В одной из таких легенд небо мыслится в виде богини - женщины Нут, тело которой изогнуто над землей, а пальцы рук и ног опираются на землю. Нут рождает солнечного младенца, творящего затем богов и людей. По другому сказанию, бог - творец Хнум вылепил весь мир на гончарном круге и таким же способом создал людей и животных. Это представление живет вплоть до позднейших времен, и мы видим изображения Хнума, лепящего на гончарном круге тела и души новорожденных детей. Иное объяснение происхождения вселенной дает нам сказание о боге Птахе, повествующее о том, что весь мир, боги и люди, города и храмы, жизнь и смерть - все это возникало по мысли Птаха, выраженной в его слове. Наличие столь разнообразных представлений о происхождении мира в приведенных сказаниях, далеко не исчерпывают богатейшей сокровищницы египетских космогонических легенд. Существовали даже различия в представлении египтян о географическом строении окружающего их мира. Например, согласно одному из бытовавших воззрений землю окружают поддерживающие небо горы, населенные богами и гигантами, вокруг которых бегает солнечный осел, спасаясь от змея ночи Хайу. Другие верили в то, что мир окружает «великое кольцо» - океан – и воды Нила текут из моря в море. Третья концепция была связана с небесным и подземным Нилом. Когда же в религии первенствующее место постепенно начинают занимать культы очеловеченных божеств, тогда и в сказаниях о мироздании главную роль получает богиня в образе Женщины-творца (Великая матерь), а не коровы, бог в образе Мужчины-творца (Великий отец), а не гуся, сокола или жука. В этой связи из всех сказаний следует выделить и резко разграничить две, принципиально различные по своим представлениям о создании мира группы легенд.
1) В одну из этих групп входят сказания, согласно которым создательницей солнца, а, следовательно, и всего мира является богиня-мать, рождающая солнечного младенца без участия какого бы то ни было мужского начала.
Концепция Мужчины-творца была связана с той формой поклонения земле, воздуху и воде, которая существовала в Мемфисе, где верховным богом был бог Птах. Женщина-творец более тесно ассоциировалась с поклонением луне, земле и воде. Обе «философские школы» существовали в Египте с самых ранних времен, о которых есть хоть какие-то достоверные сведения и это может означать, что эти две конкурирующие концепции подвергались воздействию тех племенных обычаев и ритуалов, которые соответствовали образу жизни данной конкретной общины. Первая группа легенд дошла до нас, к сожалению, только в отрывках, которые в результате длительных исследований удается обнаружить то в виде отдельных стихов в сборниках религиозных текстов, то в виде пережиточных эпизодов в других мифах, то, наконец, в виде ритуальных изображений.
Отца солнечного младенца эти сказания не знают и говорят только о его происхождении от матери - небесной богини: солнце рождает она одна, без участия бога - мужчины или зверя, то в образе женщины, то в образе коровы. Ежедневно утром выходит светлый диск из ее лона и вечером проглатывает она его, чтобы, зачав, таким образом, утром вновь родить его.
Подобные пережитки древнейших представлений о том, что зачатие происходит в результате проглатывания, можно найти не только в «Текстах Пирамид» или в сказках - они живут очень долго в религии исторического Египта. Вплоть до поздних периодов встречаются на саркофагах изображение небесной богини, утром рождающей солнце, а вечером проглатывающей его, чтобы, вновь зачав, вновь родить его на рассвете следующего дня. Мотив зачатия от проглатывания - мотив, несомненно, матриархальный, и наличие такого мотива в общей цепи не только древнейших космогонических представлений, но и всех религиозных верований того времени совершенно закономерен. Сказание о первенствующей роли богини-матери в сотворении богов и людей нельзя рассматривать вне общей связи с тем значением, которое имели женские божества в религии Египта. Несомненно, что на более ранних этапах общественного развития эти божества играли гораздо большую роль, чем впоследствии, когда, в силу отразившихся в религии изменений в общественных отношениях, богини утратили свою первенствующую роль и в мифе и в культе, уступив эту роль богам и отойдя в ряде случаев на положение матерей или жен различных богов. Подобная теория женского происхождения жизни вероятнее всего развивалась в оседлых сообществах внутри крупных племенных групп. В них было принято защищать и прославлять женщин, а значит и богинь или материнских духов, причем в большей степени, чем богов или отцовских духов. Все мужчины племени почитались как сыновья своих прародительниц, а боги как сыновья богинь.
В полном и принципиальном противоречии стоит другая группа легенд, согласно которым создателем мира является мужское божество. Теория мужского происхождения жизни могла развиваться среди мелких племенных групп кочевников или горных племен, чье существование в большей степени зависело от ловкости и активности мужчин, чем от влияния их женщин. Здесь восхваляли мужчин, поклонялись прародителям, и их боги обладали большим величием, чем богини. Сказания эти в различных областях Египта слагались по-разному, но независимо от того, что в Элефантине утверждали, что мир вылеплен богом Хнумом на гончарном круге, а в Гелиополе говорили, что бог Атум, сам себя оплодотворив, изрыгнул пару божественных близнецов, существенной чертой всех рассказов было то, что все происходило без участия богини-матери. Отныне в космогонических сказаниях Египта первое женское божество появлялось не ранее второго поколения богов, да и то в качестве дополнения к своему близнецу-супругу.
Хнум лепит человека на гончарном круге Основная же сущность патриархальной космогонии остается неизменной. Бог, рождающий других богов, отныне является постоянной изначальной фигурой, и религиозные гимны подчеркивают рождение солнца без матери, непосредственно от отца:
Слава тебе, сын Ра, Поскольку обе эти концепции были созданы и развиты людьми различного происхождения, имеющими различный жизненный уклад и были смешаны в Египте под влиянием централизованной власти, то в конечном итоге это слияние религиозных верований привело к крайне запутанной мифологии, никогда не подвергавшейся тщательной систематизации. Великий отец затем стал мужем Великой матери, или сын бога прославлялся как «муж своей матери». Образование моногамной семьи также наложило свой отпечаток на мифы о создании мира и богов, и следы этого сказались на появлении объединенных культов божественных пар и троиц, состоявших из богов-супругов с младенцем-сыном; таковы культы Птаха, Сехмет и Нефертума, Осириса, Исиды и Гора, Амона, Мут и Хонсу. Но, несмотря на столь противоречивые, запутанные и разнообразные воззрения, по мнению Уоллиса Баджа, египтяне «верили в одного верховного бога, саморожденного, самодостаточного, всемогущего и вечного, который создал других богов, солнце, луну и звезды, землю, а также все, что на ней находится, включая человека, животных, птиц, рыб и рептилий…Этому богу, - считает Бадж, - они никогда не пытались придать какую-либо форму, фигуру, сходство или подобие, поскольку считали, что человек не может изобразить или описать его и что все его атрибуты находятся за границами человеческого понимания. В тех редких случаях, когда египтяне упоминали этого верховного бога в своих текстах, они всегда называли его «Нетер», т.е. Бог, и не давали ему имени. Точное значение слова «Нетер» неизвестно». C постепенным ростом территориальных объединений, с выдвижением определенных центров - Гелиополя, Гермополя, Абидоса, Мемфиса - космогонические сказания начинают группироваться около этих центров, наряду с усилением которых развиваются и их культы. В связи с этим мифы приобретают новые черты, с одной стороны способствующие закреплению власти господствующей верхушки общества, а с другой отражающие политическую борьбу отдельных областей.
|
Идея и воплощение - Киселева Елена | Мой E-mail: aneliks@yandex.ru |
Найти: | на: |