Волшебный мир прошлого... |
Боги Священные животные, знаки, символы |
«Сказание о Ра и змее»
Оригинальный текст этой любопытной легенды записан иератическими символами на папирусе, хранящемся в Турине. Он был опубликован Плейте и Росси в их «Своде Туринских папирусов» (*Papyrus de Turin, pi. 31, 77, 131 - 138) французский и немецкий переводы были опубликованы Лефебюром (*A.Z., 1883, p. 27ff.) и Видеманом (Die Religion, p. 29) соответственно, а резюме содержания представлены Эрманом (*Aegypten, p. 359ff) и Macnepo (*Les Origines, p. 162-164.). Транскрипция иератического текста в иероглифы вместе с транслитерацией и переводом опубликованы У.Баджем в 1895 г. (*First Steps in Egyptian, p. 24Iff). Бог Ра, слагая с себя полномочия по управлению этим миром, предпринял меры, дабы через Тота снабдить человечество словами власти и заклинаниями, при помощи которых люди могли бы защитить себя от укусов змеи и других ядовитых пресмыкающихся. Легенда об истреблении человечества не дает никакого объяснения этому замечательному факту, но когда мы прочитаем представленную ниже легенду о Ра и Исиде, то поймем, почему Ра, несмотря на то, что был царем богов, боялся рептилий, обитающих в царстве Геба. В основе сказания лежит также представление о том, что часть сущности человека, божества, зверя, вещи заключена в его имени и что знание имени кого-либо отдает его во власть узнавшего имя. Легенда, или «Глава о Боге богов», начинается с перечисления могущественных определений Ра как создателя вселенной и описывает бога «множества имен» как непостижимого даже для богов. В то время Исида находилась в образе женщины, владеющей знанием заклинаний и магических формул. Она использовала свои чары на людях и, пресытившись практиковать на них свои силы, возжелала стать повелительницей не только людей, но также богов и духов. Исида, поразмыслив над тем, как ей стать госпожой как земли, так и небес, в конце-концов решила, что сможет обрести желаемую власть лишь в том случае, если будет знать тайное имя Ра, с которым связано само его существование. Ра очень ревностно охранял это имя, ибо знал, что если откроет его кому-либо, то впредь будет находиться во власти этого существа. Исида поняла, что обычными методами не в силах заставить Ра сообщить ей это имя, и поэтому она составила следующий план. С древнейших времен в Судане и Египте было хорошо известно, что если в руки мага попадала какая-либо часть тела человека, например волос, обрезок ногтя, кусочек кожи или часть каких-нибудь выделений, то, воздействуя на них заклинаниями, маг мог причинить этому человеку ужасный вред. Исида заметила, что Ра стал стар и немощен и что, когда ходит, с уголков его рта стекает слюна и капает на землю. Выбрав удобный момент, она собрала капли слюны бога и, смешав их с пылью, слепила фигуру большой змеи с ядовитыми клыками и, произнеся над ней свои заклинания, оставила змею на дороге, по которой Ра ежедневно проходил, осматривая Египет, в надежде на то, что змея укусит его, когда он будет проходить мимо. Вскоре после того как Исида оставила на дороге змею, по ней прошел Ра, и рептилия укусила его, впрыснув яд в его тело. Результат был ужасен, Ра закричал от боли. Его зубы застучали, губы задрожали, и он на какое-то время потерял дар речи. Никогда ранее он не испытывал такой боли. Услышав его крик, боги бросились к нему. И когда Ра снова обрел способность говорить, то рассказал, что был укушен смертельно ядовитой змеей. Несмотря на все известные ему слова власти и его тайное имя, скрытое в его теле с самого рождения, змея его укусила, и жгучая боль охватила его. Затем Ра велел, чтобы все боги, которым известны какие-либо магические заклинания, явились к нему, и когда те пришли, пришла и Исида, великая повелительница заклинаний, истребительница болезней и воскресительница мертвых. Повернувшись к Ра, она спросила: «Что случилось, о божественный Отец?». И в ответ бог рассказал, что был укушен змеей; что он горячее, чем огонь, и холоднее, чем вода; что его члены дрожат и что он теряет зрение. И тогда коварная Исида сказала: «Божественный Отец, скажи мне свое имя, ибо тот, кто произнесет свое собственное имя, будет жить». После чего Ра начал перечислять все свои многочисленные свершения, описывать свои акты творения и закончил речь к Исиде, сказав, что он Хепри утром, Ра в полдень и Атум вечером. По-видимому, он полагал, что перечисление этих трех великих имен удовлетворит Исиду и что она тут же произнесет слово власти и остановит боль в его теле, ставшую за время его речи еще сильнее. Однако Исида не обманулась этим, она прекрасно знала, что Ра не поведал своего тайного имени; и, сказав ему об этом, она снова попросила Ра назвать ей имя. Некоторое время бог отказывался произносить его, но так как боль становилась все сильнее, а яд, как огонь, растекался по его жилам, он сказал: «Пусть Исида поищет во мне, и мое имя перейдет из моего тела в ее». И в этот момент Ра скрылся от взора богов в своей Ладье, и Трон в Ладье Владыки Миллионов Лет был свободен. По-видимому, великое имя Ра скрывалось в его сердце, и Исида, имея некоторые сомнения в отношении того, сдержит ли Ра свое слово или нет, договорилась с Гором, что Ра должен поклясться в том, что расстанется со своими двумя Очами, т. е. Солнцем и Луной. Наконец Ра согласился на то, чтобы его сердце было вынуто из тела, и его великое и тайное имя, посредством которого он жил, стало достоянием Исиды. Таким образом, Ра во всех отношениях стал мертвым богом. После чего Исида, наделенная могущественной властью своих заклинаний, сказала: «Истекая, яд, выходи из Ра. Око Гора, выходи из Ра и засияй на его устах. Это заклинаю я, Исида, и это я заставила яд упасть на землю. Воистину имя великого бога взято у него, Ра будет жить, а яд умрет; если же яд будет жить, то умрет Ра». Это заклинание было абсолютно надежным и должно было применяться в случаях отравлений, так как оно делало укус любого ядовитого пресмыкающегося безвредным. Заклинание изгнало яд из Ра, и так как оно было составлено Исидой после того, как та узнала тайное имя Ра, то действовало безотказно. Если эти слова воспроизводились на папирусе или полотне поверх образа Атума, или Гор-хекенну, или Исиды, или Гора, то они становились могущественным заклинанием. Если этот папирус или полотно вымачивались в воде, а вода затем выпивалась, то слова становились в равной мере действенным заклинанием от укусов змей. По сей день вода, в которой растворены начертанные слова из священного текста, или вода, выпитая из чаши, на внутренней стороне которой написаны религиозные тексты, считается в Египте и Судане безотказным средством. Таким образом, мы видим, что современный обычай пить магическую воду пошел от древних египтян, веривших, что она передает в их тела действенную силу их богов. Весь рассказ об укусе змеем солнечного бога Ра и исцелении последнего заклинаниями богини Исиды служит магическим прообразом для каждого, подвергшегося укусу змеи: как был исцелен Ра, так да исцелится и (имя рек) от прочтенных заклятий.
Далее: Борьба Ра со змеем Апопом
|
Идея и воплощение - Киселева Елена | Мой E-mail: aneliks@yandex.ru |
Найти: | на: |